Артефакт (artifact)
— заметный дефект изображения, привнесённый в процессе оцифровки, обработки или сжатия видео сигнала. Влияет на качество «картинки»: потеря резкости, утрата детализации. Артефакты сжатия присущи всем алгоритмам сжатия видео, использующим сжатие данных с потерями — метод компрессии, при использовании которого распакованные данные отличаются от исходных (в том числе MPEG2, MPEG-4 AVC).
Аппаратное и программное кодирование
Аппаратное кодирование производится чипом (встроенным кодером) на карте захвата. У таких карт сжатие аналогового видео происходит «на лету», системе для записи передаётся уже готовый MPEG или DV поток. Аппаратное кодирование не занимает ресурсы центрального процессора компьютера.
Программное кодирование выполняется центральным процессором компьютера и требует больше ресурсов. Стоит отметить, что в случае программного кодирования важна оптимизация системы, иначе возможны пропуски кадров при захвате видео. Запуск во время захвата ресурсоёмких приложений также может привести к пропуску кадров, что в свою очередь ведёт к к потере синхронизации видеоряда и звука.
Рассинхронизация
Часто встречающаяся проблема, связанная с пропущенными кадрами и синхронизацией видео и звука — выпадение кадров на видеокассете. С течением времени плёнка стареет и изнашивается, некоторые синхроимпульсы, которые отмечают начало нового кадра, могут считываться нестабильно или не читаться вовсе.
Карта оцифровки в таком месте пропустит кадр, в оцифрованной записи появится небольшая рассинхронизация звука и видео. Если в записи много таких срывов синхронизации, то проблема усугубляется. Решить проблему может видеомагнитофон с функцией TBC (time base correction) или внешнее устройство с этим функционалом.
Перфорация
(у киноплёнки) — ряд отверстий прямоугольной формы, расположенных вдоль края, на одинаковом расстоянии друг от друга. Служит для перемещения киноплёнки в фильмовом канале кинопроектора. В процессе эксплуатации киноплёнки передняя кромка окна перфорации изнашивается. При сильном износе кадры киноплёнки могут не фиксироваться точно в кадровом окне кинопроектора, визуально это отмечается как вертикальная «тряска» проекции кадра.
В случае «аварийного» износа перфорации — возможно повреждение перемычки между соседними окнами перфорации, иногда довольно продолжительные. При таких повреждениях транспортировка киноплёнки механизмом кинопроектора становится невозможной и участок киноплёнки с повреждённой перфорацией протягивают вручную.
Навигационное меню
(у DVD) — позволяет получить прямой доступ к определённым эпизодам фильма (задаются при авторинге — создании образа DVD диска). При этом создаётся набор файлов, который составляет структуру DVD-video.
Файлы формата .BUP .IFO .VOB (DVD диск)
— файлы стандартной структуры DVD диска. Для проигрывания DVD диска с возможностью всех функций заложенных при создании (авторинге) диска, следует запускать .IFO Для проигрывания DVD диска на компьютере должен быть установлен кодек MPEG2. Все современные программные медиапроигрыватели при инсталляции устанавливают этот кодек.
Оцифровка
Перевод аналоговых данных (изображения, звука) в цифровой вид. Позволяет обеспечить сохранность и возможность лёгкого копирования, тиражирования и передачи оцифрованных материалов по каналам связи. В отношение тех носителей, которые изначально являются цифровыми (напр. видеокассеты форматов digital8, miniDV и пр.), под оцифровкой понимают копирование данных с этих носителей на другие цифровые носители (HDD, flash-накопители, оптические носители и т. п.).
Ёмкость (вместимость) видеокассеты
(у видеокассеты, компакт-кассеты) — максимально возможная продолжительность записи (воспроизведения) на конкретном экземпляре носителя. Маркировка Е-180 на видеокассете соответствует ёмкости 180 минут (для SP режима, англ. standard play).
Бытовые видеомагнитофоны позволяли производить запись на пониженной скорости (LP, англ. Long Play), что позволяло вместить в два раза больше видео, но с потерей качества изображения. Режим EP/SLP (англ. Extended Play, Super Long Play) позволял сделать запись увеличенной продолжительности на скорости 1/3 от номинальной (SP).
Отличия между SP и LP режимами съемки в miniDV видеокамерах
Видеокамеры miniDV имеют возможность записи в двух режимах: SP и LP. При стандартной скорости (SP) вероятность коррекции ошибок из-за сбоев на ленте высока. Если лента хорошего качества и не имеет повреждений или значительного износа, проблем с воспроизведением не будет — даже через много лет.
На пониженной скорости (LP) время записи (воспроизведения) увеличено, но вероятность сбоев резко растет и заложенной в стандарт DV избыточности может не хватить для исправления ошибок.
На записи, сделанной на изношенную видеокассету в режиме LP, велика вероятность проблем: изображение периодически «сыплется» на кубики с искажением по звуку (скрежет), изображение может быть слегка «замыленным».
Кроме того, воспроизведение записи, сделанной в режиме LP на одной камере, может оказаться проблемным или даже невозможным на другой камере (имеющей возможность воспроизведения в LP режиме), даже в рамках одного производителя.
Ёмкость (вместимость) аудиокассеты
В магнитофонных компакт-кассетах российского производства маркировка МК-60 соответствует 60 минутам. На импортных компакт-кассетах маркировка C-30, C-60 и C-90 означает ёмкость 30, 60 и 90 минут соответственно.
Артефакты сжатия
Дефекты изображения, возникающие в результате чрезмерного сжатия кодеком, использующим компрессию с потерями.
Артефакты сжатия
В левой части изображения фрагмент кадра видео, закодированного из расчёта размещения 90 минут на один DVD диск 4,7Gb. В правой части — этот же кадр, но с компрессией, позволяющей уместить 190 минут (3 часа 10 минут) видео на такой же диск. Отчётливо видны артефакты сжатия — прямоугольные поля на одноцветных поверхностях. В результате — «замыленность» изображения, утрата мелких деталей. Подробнее тут.
Копирэффект
При прослушивании магнитных лент встречается дефект, называемый копирэффект. Выражается он эффектом повторения (эха) проигрываемой фонограммы с небольшим отставанием и намного тише. Подробнее.
Выборочная оцифровка (видеокассеты)
Выборочная оцифровка — оцифровка определенных фрагментов видеоматериала по указанию заказчика.
Для выполнения выборочной оцифровки необходимы сведения о фрагментах, подлежащих удалению (сохранению). Предлагаем два варианта:
1) Указание событий. Если на записи есть несколько сюжетов, которые легко идентифицировать, например: новогоднее представление, поход в зоопарк, выпускной вечер в школе, то достаточно будет указать, какие сюжеты нужно включить в итоговое видео, а какие — нет.
2) Данные о начале и окончании события. Если сюжеты в записи нельзя идентифицировать с уверенностью (например, много однотипных событий), поможет только предоставленный заказчиком тайм-код, значения которого выводятся на дисплей видеомагнитофона при проигрывании видеокассеты (в формате ЧЧ:ММ:СС) .
Пример:
- Первый фрагмент, начало 0:15:21, конец 0:27:05;
- Второй фрагмент, начало 0:45:11, конец 0:55:21;
- Третий фрагмент, начало 1:02:47, конец 2:07:02
Разумеется, этот вариант подойдёт только тем, у кого в распоряжении есть работоспособный видеомагнитофон.
Удаление брака — явного операторского и технического
Пример явного операторского брака — съёмка «в пол». Оператор прекращает съёмку, но камера остаётся в режиме записи, снимая пол, стены.
Технический брак — любые фрагменты видеозаписи с повреждениями изображения, делающими просмотр невозможным. Причины: повреждения магнитной ленты видеокассеты, «стёртые» по ошибке участки и т. п.
Такие фрагменты при обнаружении удаляются из итогового видео и не учитываются при расчёте времени оцифровки.
Деинтерлейсинг
Процесс создания одного кадра из двух полукадров чересстрочного формата для дальнейшего вывода на экран с прогрессивной развёрткой. Требуется для устранения эффекта «гребёнки».
Не вдаваясь в технические подробности и описание плюсов и минусов чересстрочного формата, констатируем: в настоящее время деинтерлейсинг потерял актуальность (при оцифровке аналоговых видеокассет), поскольку:
- при просмотре на мониторе компьютера: абсолютное большинство программных плееров производят деинтерлейсинг чересстрочного видео «на лету»;
- плоскопанельные телевизоры оснащены аппаратными средствами, позволяющими комфортно смотреть чересстрочное видео, то же — у медиаплееров (аппаратных);
- старые телевизоры (ЭЛТ) изначально созданы для просмотра чересстрочного видео.
В стандарте DVD-video предусматривается использование исключительно чересстрочного видео.
Декодер (decoder) видео
— программа для декодирования сжатой информации в видеофайле.
Кадр
— изображение, часть видеоряда. Видеоряд состоит из набора изображений, которые сменяются со скоростью 25 кадров/сек (для системы цветности PAL).
Сортировка видеокассет
У вас много видеокассет, но неизвестно, на какой именно нужные записи? Приносите всё — произведём поиск на всех ваших кассетах. Оплата взимается только за те видеокассеты, где нет искомого видео. Цена услуги услуги.
Сортировка бобин и аудиокассет
У вас много бобин или кассет, но неизвестно, на какой именно нужные записи? Приносите всё — произведём поиск «домашних» записей на всех ваших носителях. Оплата взимается только за те бобины или кассеты, где нет «домашних» фонограмм (записи музыкальных исполнителей и т.п.). Цена услуги
Кадрирование
(при сканировании) — точная обрезка «лишнего» вокруг изображения. Необходимость кадрирования — следствие того, что область сканирования задаётся немного больше, чем размер изображения — во избежание потери мелких деталей на краях изображения. При необходимости производится разворот изображения в нужную сторону.
Технология Digital ICE
Digital ICE (Digital Image Correction and Enhancement) — аппаратное (средствами сканера) удаление дефектов, таких как пыль и царапины на поверхности носителя изображения. В технологии ICE используется сканер с дополнительным источником света, работающем в инфракрасном (ИК) диапазоне. Сканирование выполняется дважды, в видимом спектре и в ИК, что значительно увеличивает время требующееся на сканирование каждого изображения. Из-за особенностей технологии исправление дефектов возможно только на цветных изображениях.
Нормализация (уровня) звука
Нормализация звука – это выравнивание максимального уровня громкости фрагментов аудиофайла до заданных пределов. Записи, произведённые в бытовых условиях, нуждаются в нормализации в 99% случаев. Фонограммы часто содержат фрагменты с различным уровнем громкости сигнала: от шёпота до очень громких.
Деградация магнитной ленты
Актуально для магнитных лент катушечных магнитофонов, компакт-кассет кассетных магнитофонов и видеокассет видеомагнитофонов.
Осыпается или «мажет» из-за разрушения связующего вещества, удерживающего магнитный порошок гамма-окиси железа на полимерной основе. При воспроизведении такой ленты загрязняется рабочая поверхность магнитных головок, тем самым снижая уровень и качество записываемого или воспроизводимого сигнала, особенно в диапазоне высоких частот. Осаждается на деталях ленто-протяжного механизма (ЛПМ) магнитофона, при перемотке испорченной ленты скорость замедляется, а лента издает резкие звуки, напоминающие звук отрывания клейкой ленты. При воспроизведении слышен скрип, свист или писк.
PAL, NTSC, MESECAM
Системы цветного аналогового телевидения, разработанные в разных регионах. Практическое значение в контексте оцифровки в том, что оборудование, предназначенное исключительно для работы в PAL, не будет корректно воспроизводить запись, сделанную в NTSC (цвет, соотношение сторон) и наоборот.