Ворс в рамке
Перед зарядкой киноплёнки в кинокамеру необходимо проводить чистку фильмового канала. Если этого не сделали или пыль и ворсинки попали в кадровое окно уже во время съёмки, то изображения накопившегося на рамке кадрового окна кинокамеры мусора можно будет увидеть на каждом кадре экспонированной киноплёнки.
Удаление такого дефекта трудоёмко и как правило стоит недёшево. Студия такую услугу не оказывает.
Инородные частицы в кадре
Чаше всего пылинки и ворсинки попадают на киноплёнку при просушке после проявки. Удалить прилипшие на ещё не высохший эмульсионный слой частицы без приложения серьёзных усилий не удастся, устранение этого дефекта не производится.
Другой источник загрязнения инородными частицами — склейки, сделанные неподходящими для этого материалами (скотч, изолента, лейкопластырь). На такие склейки, а точнее — на клей, выделяющийся из них налипает мусор. Проблема усугубляется тем, что часть клея переносится на соседние витки киноплёнки с теми же последствиями.
Коробление
Если при хранении киноплёнки относительная влажность ниже 45-55% — киноплёнка сохнет. Это приводит к усадке фотослоя, и в результате к короблению киноплёнки.
В тяжёлых случаях покоробленная киноплёнка может застревать в фильмовом канале кинопроектора, делая просмотр и оцифровку невозможным. Явный признак пересушенной плёнки — рулон имеет форму многогранника.
Проблема решается помещением киноплёнки в фильмостат на необходимое время, с целью восстановления влажности фотослоя.
Вертикальные царапины
В процессе эксплуатации киноплёнка изнашивается. При протяжке фильма через механизм проектора киноплёнка контактирует с роликами, грейфером кинопроектора (износ перфорации), другими узлами кинопроектора, что и приводит к износу , в том числе и появлению вертикальных царапин на киноплёнке.
Если проектор неисправен или плохо отрегулирован, то процесс износа плёнки может ускорится в разы. Нужно помнить, что сквозной разрыв перфорации почти всегда означает потерю этих кадров.
Нарушение цветопередачи
Хранящаяся в условиях, отличающихся от оптимальных, цветная киноплёнка подвержена нарушению цветопередачи — сильному «уходу» цвета в синий, красный или жёлтый. Владельцы архивов, снятых на отечественной киноплёнке, почти наверняка столкнуться с этой проблемой, у импортных плёнок с цветовым балансом обычно лучше.
При оцифровке в нашей студии цветокоррекция всех киноплёнок производится в обязательном порядке.
Плесень (грибок)
Эта киноплёнка была поражена микроорганизмами, быстро развивающимися на желатиновом слое киноплёнки в условиях высокой влажности.
На изображении, при осмотре с сильным увеличением, видны разводы типа сот с более плотными границами, чем картинка внутри ячейки — плесень (грибок), который вырос на натуральной желатине.
Значительная часть изображения в подобных случаях может быть потеряна из-за отслоения и деградации фотоэмульсионного слоя.
Потеря резкости
Хранение киноплёнки в условиях пониженной влажности приводит к усыханию слоев кинопленки, что может привести к снижению резкости изображения.
Кинопленка состоит из основы — прозрачной, гибкой, перфорированной ленты и слоя фотоэмульсии. В чёрно-белой киноплёнке — один слой эмульсии, у цветной кинопленки этих слоёв несколько, именно поэтому цветная плёнка подвержена потере резкости (при усыхании слои смещаются относительно друг друга).
«Тряска» изображения в кадре
Бывает, что наблюдается ‘подергивание’ и ‘смазывание’ изображения в кадре. Причина — вертикальное смещение отдельных кадров на кинопленке (неодинаковое межкадровое расстояние).
Этот дефект был вызван неисправностью кинокамеры, т. е. киноплёнка при съёмке транспортировалась неравномерно, вследствие этого расстояние между кадрами получились разными, что и вызывает вертикальное смещение отдельных кадров относительно неподвижного кадрового окна.
Визуально выглядит как «тряска», хаотичное перемещение изображения в вертикальном направлении.
Красными стрелками отмечены фрагменты одинакового изображения — смещение вызвано нестабильным положением киноплёнки относительно кадрового окна в момент съёмки. Жёлтая стрелка указывает на неподвижное окно перфорации.
К сожалению, такой дефект не может быть устранён при оцифровке.
Повреждение перфорации
Причиной «тряски» изображения в кадре могут являться серьёзные повреждения перфорации киноплёнки. В процессе эксплуатации фильма неизбежен технический износ перфорации киноплёнки, чем больше раз просматривали фильм — тем сильнее износился край перфорации взаимодействующий с грейфером.
В случае, если кинопроектор неисправен или плохо настроен, возможен аварийный износ — сильные или сквозные разрывы расположенных рядом отверстий перфорации.
Участки киноплёнки, имеющие подобные повреждения, часто уже не пригодны для нормального просмотра. Однако, при оцифровке в нашей студии, лента транспортируется в обратном направлении и, так как задняя кромка перфорации обычно сохраняется заметно лучше, нередко удаётся без потерь оцифровать сильно повреждённые участки киноплёнки.
Налёт, пятна на эмульсии
Частой причиной проблем с изображением являются ошибки при химической обработке киноплёнки.
Из характерного:
— полная или частичная потеря изображения из-за осадков на киноплёнке: белесовато-серые (коллоидная сера), серые — с явным металлическим блеском (выделилось металлическое серебро), различимые при сильном увеличении мелкие кристаллы с блестящими гранями — результат использование неправильно составленных растворов, истощённого фиксажа и/или плохая промывка на финальной стадии;
— излишне контрастное изображение, без деталей в тенях может быть вызвано завышенным временем проявки недостаточно экспонированной кинопленки;
— слишком плотное изображение (при правильной экспозиции). Причиной могло стать завышенное время при проявке киноплёнки, повышенная температура проявителя или слишком высокая концентрация раствора.
Двойное экспонирование
На некоторых киноплёнках встречаются участки с двумя изображениями, наложенными друг на друга.
Это так называемое «двойное экспонирование» — термин означающий, что на уже отснятую (но не проявленную) киноплёнку сняли повторно.
Скорее всего оператор перепутал отснятые и не отснятые кассеты с киноплёнкой, хотя не исключен и художественный замысел.